Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
44. Культура советского общества.
Культура советского
периода: сложность и противоречивость.
Советский период - это сложное
и противоречивое явление в развитии
не только нашей истории, но и всей
отечественной культуры. С позиции
сегодняшнего дня достаточно трудно
дать объективный анализ истории культуры
СССР - явления, еще не раскрывшего в полной
мере свои первоисточники и движущие силы
развития. Отсюда неоднозначность и полярность
научных оценок сущности истории культуры
СССР: то негативная - это примитивная
культура тоталитаризма, то положительная
- это культура единения и развития советского
народа и государства.
XX в. дал Отечеству гениальных ученых и
исследователей, талантливых художников,
писателей, музыкантов, режиссеров. Он
стал датой рождения многочисленных творческих
сообществ, художественных школ, направлений,
течений, стилей. Однако именно в XX в. в
России была создана тотализированная
социокультурная мифология, сопровождавшаяся
догматизацией, манипулированием сознания,
уничтожением инакомыслия, примитивизацией
художественных оценок и физическим уничтожением
цвета российской научной и художественной
интеллигенции.
Культура советского периода - сложное
и неоднозначное явление. Ее нельзя показывать
только как процесс бездумного воспевания
коммунизма и руководящей роли Коммунистической
партии. Духовная культура советского
периода - это и "официально" признанная
культура, и культура, находившаяся как
бы "в тени", это культура диссидентства,
наконец, это культура русского зарубежья.
Словом, культура советского периода никогда
не была монолитной по сути. Она противоречива
как в отдельных своих проявлениях, так
и в целом. И в таком ключе ее и необходимо
анализировать.
Общее, особенное и единичное в советской
культуре.
Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:
общее в культуре СССР характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;
особенное в культуре
советского периода заключается
в том, что она не только выступает
в качестве наследницы русской культуры,
но и является главным реформатором социокультурных
ценностей. Сохраняя основные черты русской
культуры (дихотомичность, гибкость, адаптивность),
которые находят отражение в развитии
альтернативных культур (культура зарубежья,
инакомыслие, диссидентство и др.) и народного
творчества (художественная самодеятельность,
народные промыслы и др.), советская культура
создает новую духовность через столкновение
великорусской, всероссийской и национальных
культурных традиций (разрушение храмов,
насаждение атеизма, уничтожение самобытных
деревенских устоев и др.) или их искусственное
объединение через подмену одной традиции
другой (создание новой общности "советский
народ", насильственные переселения
и др.);
единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, основу которой составляла советская культура, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.
Особенности культуры в первые годы Советской власти. В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.
К особенностям культуры того времени, отражающим идеологический и практический опыт социалистического строительства, а также своеобразные культурные нормы, образцы и формы творческой деятельности, можно отнести следующие:
утверждение в качестве
первоосновы формирования новых
социокультурных ценностей
активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. Программное положение большевиков, утвержденное на VIII съезде РКП(б) - "открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда", начало реализовываться сразу после Октября 1917 года. Огромный размах приобрела национализация культуры. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение народа Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.
В процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое растаскивалось, расхищалось и уничтожалось. Вместе с тем создавались и новые музеи (изящных искусств при МГУ, мебели (Александровский дворец Нескучного сада), быта 40-х годов XIX века, Морозовского фарфора, живописи культуры, различные антирелигиозные музеи). Активно участвовала в этом процессе и Советская власть.
Всего только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев;
превращение трудового воспитания, школы в инструмент создания новой культуры. Коренные изменения коснулись, в первую очередь, системы школьного образования. Положение о единой "трудовой школе" от ноября 1918 года ликвидировало все атрибуты старой школы: экзамены, уроки, задания на дом, ученическую форму. Управление школой передавалось в руки "школьного коллектива", куда входили все ученики и школьные работники - от учителя до сторожа. Слово "учитель" отменялось, он становился "шкрабом". В 1918 году на съезде работников народного просвещения было сказано: "Мы должны из детей, ...сделать настоящих коммунистов".
В 1919 году принимается
декрет, подписанный Лениным, "О ликвидации
безграмотности среди населения РСФСР".
В нем записано, что "все население в
возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать
и писать, обязано обучаться грамоте; уклоняющиеся
привлекаются к уголовной ответственности".
Следует отметить, что для обучения широко
использовались самые передовые для того
времени педагогические теории (Дж.Дьюи,
И.Павлова). Однако овладение знаниями
всегда рассматривалось как обучение
грамоте коммунизма.
Радикально изменился и характер приема
в высшую школу: преимущество получали,
в первую очередь, выходцы из среды пролетариата
(без диплома, сдачи экзаменов, без платы
за обучение
С целью увеличения пролетарской прослойки среди студентов с 1919 года образуются "рабфаки":
усиление влияния
идеологии на искусство, художественное
творчество. На VIII съезде партии было четко
сказано, что нет таких форм искусства,
которые не связаны с идеями коммунизма.
В 1918 году состоялась 1 Всероссийская
конференция организаций
Относительную самостоятельность сохраняют лишь представители ЛЕФа (Левый фронт искусства) (см. Терминологический словарь) - литературно-художественного объединения, теоретическими установками которого являлись: создание "действительно революционного искусства", примат "литературы факта" над вымыслом, поиски новых форм художественной выразительности
нарастание активной пропаганды новых социокультурных ценностей (агитпоезда Троцкого; массовые театрализованные представления - "Мистерии освобожденного труда", где участвовало 2 тысячи актеров и 35 тысяч зрителей; монументальное строительство - было открыто более 40 памятников).
Ряд художников (К.Юон, М.Греков, И.Грабарь) уже в 1919 году создали картины, посвященные Красной Армии. Представители творческой интеллигенции, перешедшие на сторону Советской власти, получали повышенный паек и социальные льготы, что было немаловажно в условиях гражданской войны, когда право на паек имели только представители пролетариата. С 1920 года вводится звание "Народный артист республики".
Одними из первых его получили М.Н.Ермолова, К.С.Станиславский, Л.В.Собинов.
активное вовлечение института семьи и быта в процесс формирования новых социокультурных ценностей. Революция, поставившая перед собой задачу построения нового общества и "переделку" человека, не могла не затронуть семью как хранительницу традиционных культурных ценностей. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский - с упрощенной системой развода. Большой популярностью пользуются призывы "свободной любви". Главное в этих взглядах - освобождение женщины и мужчины от буржуазной семьи и классовый выбор в области половых отношений. Разрушение семьи и быта, которые символизировали старый, прежний мир с его буржуазно-религиозной моралью, шло под знаком утверждения новой нравственности: нравственно все то, что служит мировой революции, а безнравственно то, что дезорганизует пролетариат. Религиозная обрядность начинает активно вытесняться коммунистической: "красные" свадьбы, крестины (в ЗАГСах вывешиваются списки новых имен для новорожденных - Революция, Нинель, Энергия и т.д.).
Социально-политическая
культура России. С начала 30-х годов
в стране началось утверждение культа
личности Сталина. Первой "ласточкой"
в этом отношении стала статья К.Е.Ворошилова
"Сталин и Красная Армия", опубликованная
в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилею
генсека, в которой вопреки исторической
правде преувеличивались его заслуги.
Постепенно Сталин становился единственным
и непогрешимым теоретиком марксизма.
В общественное сознание внедрялся образ
мудрого вождя, "отца народов".
В 30-40-е годы в СССР окончательно сложился
культ личности Сталина и были ликвидированы
все действительные или мнимые оппозиционные
"генеральной линии партии" группировки
(в конце 20-х - начале 50-х годов состоялись
процессы: "Шахтинское дело" (вредители
в промышленности), 1928 год; "Контрреволюционная
трудовая крестьянская партия" (А.В.Чаянов,
Н.Д.Кондратьев); процесс над меньшевиками,
1931 год, дело о "вредительстве на электростанциях
СССР", 1933 год; антисоветская троцкистская
организация в Красной Армии, 1937 год; Ленинградское
дело, 1950 год; Еврейский антифашистский
комитет, 1952 год. Этапными событиями в
борьбе с оппозицией в 30-е годы были разгром
троцкизма, "новой оппозиции", "троцкистско-зиновьевского
уклона" и "правого уклона".
Политическая система, сложившаяся в этот
период просуществовала с теми или иными
модификациями до начала 9О-х годов.
Гонения политических противников, судебные
процессы над ними стали своеобразным
феноменом российской социально-политической
культуры новейшего времени. Они были
не только блестяще организованными театральными
представлениями, но и своего рода ритуальными
действиями, где каждый играл отведенную
ему роль.
Основной набор ролей таков:
силы зла ("враги народа", "шпионы", "саботажники");
герои (руководители партии и правительства, не оказавшиеся в числе первых);
толпа, обожествляющая своих героев и жаждущая крови сил зла.
Своеобразно эволюционировала
и социальная система государства.
Она прошла фазу ликвидации так называемых
"эксплуататорских классов", включая
значительную прослойку зажиточного
крестьянства; фазу опоры на представителей
прежде всего рабочего класса и беднейшего
крестьянства в деле формирования новой
интеллигенции, военной и политической
элиты; фазу формирования партийно-бюрократической
элиты, осуществлявшей фактически бесконтрольную
власть.
Еще одна характерная черта социально
-политической культуры советского периода
- определяющее влияние на внутреннюю
жизнь чувства внешней опасности. Действительная
или мнимая, она всегда существовала, заставляя
до предела напрягать силы, сокращать
прохождение тех или иных этапов, проходить
"великие переломы", "решающие"
или "завершающие" годы и т.д.