21.
Культурологические
теории в России:
западники.
Западничество –
направление общественной и политической
мысли, основанное на признании культурно-исторической
общности и единства исторического
пути России и Западной Европы. В
западной литературе с кон. 19 в. встречается
также толкование 3апада как идеологии
вестернизации многих незападных стран
(не только России, но и Японии, Китая, Греции,
Испании, Италии и т. п.).
В научной
литературе сложились два направления
толкования западничества. Первое,
воспринимающее западничество в широком
смысле, распространяет его на всю историю
России или на весьма значительный период.
Л. Н. Гумилев в книге «Древняя Русь и Великая
степь» (М., 1989- С. 200—201) относил появление
западничества к 9 в., к эпохе «призвания
варягов», и считал его синонимом нарицательное
«гостомысл» («потворствующий иноземцам»).
А. Н. Сахаров в предисловии к современному
академическому изданию «Истории Государства
Российского» Н. М.Карамзина (Т. 1, М., 1989.
С. б—7) первым западником назвал летописца
Нестора, поскольку тот в «Повести временных
лет» отнес Русь вместе с Европой к одной,
«Афетовой» части света.
Некоторые
историки датируют появление
западничества концом 15 — нач. 16
вв. В трудах С. М. Соловьева
и Г. В. Плеханова, использовавшего
фактическую основу из «Истории» Соловьева,
появление западничества датируется 17
в. Вл. С, Соловьев относил появление западничества
к 18 в, и выделял в его развитии три «фазиса»:
первый — теократически представленный
главным образом сторонниками римского
католичества, второй — гуманитарный,
определившийся теоретически как рационализм
и практически как либерализм, третий
— натуралистический, выразившийся в
«позитивном естественно-научном отправлении
мысли... и преобладании социально-экономических
интересов». К характерным представителям
трех этих «фазисов» Соловьев относил
соответственно П. Я Чаадаева, В. Г. Белинского
и Н. Г. Чернышевского.
Второе
направление толкует западничество
в узком смысле и относит
его к конкретному периоду
российском истории — концу 1830-х —
нач. 1860-х гг. Первым такие хронологические
рамки предложил А. А. Григорьев («Западничество
в русской литературе») и к настоящему
времени они закрепились во многих исторических
исследованиях (С. С. Дмитриев, Н. И. Цимбаев
и др.). Примерно с сер. 1990-х гг. для отличия
от западничества в широком смысле слова
«узкое» западничество стали называть
«классическим». (В. Страда, В. Г. Щукин,
Д. И. Олейников).
Термин
«западничество» появился вслед
за прозвищем «западники», которое
на рубеже 17—18 вв. относили к «латинствующим»
русским религиозным деятелям вроде Гавриила
Донецкого (игумена Новгородского Юрьева
монастыря), считавшего, что «у «латинян
(католиков) только одна ересь — в учении
об исхождении Святого Духа от Сына, а
прочее все мелочи, которым легко можно
снизойти». В полемическом сочинении его
современников-оппонентов («восточников»)
понятие «запад» — синоним слов «закат»,
«упадок». Отсюда западничество — «упадничество»,
западники — сторонники надвигающего
мрака. В 18 — нач. 19 вв. бытовал термин «европеизм»,
относившийся к сторонникам развития
России по европейскому пути и на основании
европейских образцов. В зависимости от
конкретных симпатий «европеистов» говорилось
о «Галломании», «англомании» и т. п. 3ападничество
как термин получило первоначальное распространение
в кругу московских славянофилов (см. Славянофильство),
которые придавали ему уничижительный
оттенок. «Западниками» славянофилы называли
своих идейных противников (по определению
Н. М. Языкова — «не наших»). Противопоставление
«западников» и «восточников» впервые
сделал Н. В. Гоголь в «Выбранных местах
из переписки с друзьями» (1847). Именно в
1840-х гг. термин «западничество» получил
широкое распространение в обществе и
литературе и стал употребляться для обозначения
особого мировоззрения представителей
идейного направления, противостоявшего
славянофилам, поколения «людей сороковых
годов».
Западники
1840-х гг. выработали основы особого
мировоззрения, резко отличавшегося
и от идеологии «официальной
народности» и от консервативной
утопии славянофилов. Большое влияние
на формирование их взглядов оказали труды
западно-европейских ученых и мыслителей:
К. Вердера, Г. Гегеля, И. Гердера, И. Канта,
Ж. Кондорсе, Л. Ранке, К. Рихтера, И. Фихте
и др. В основе западничества — заимствованное
из эпохи Просвещения признание ведущей
роли человеческого разума в познании,
философском осмыслении и практическом
освоении окружающей действительности.
«Дух анализа и исследования — дух нашего
времени, — выражал западнические идеи
Белинский. — Теперь все подлежит критике,
даже сама критика». Сточки зрения западничества,
разум позволяет познать мир (в т. ч. и общественные
отношения) как систему причинно-следственных
связей, в которой действуют особые познаваемые
(хотя порой еще не познанные) законы, единые
и для живой, и для неживой природы. Исторический
процесс — это, прежде всего, прогресс
общества, т.е. цепочка необратимых качественных
изменений людей и общества от худшего
к лучшему. Именно поэтому Петр I — для
западников один из главных героев российской
истории, сумевший существенно продвинуть
страну по пути прогресса.
Для
западничества человеческая личность,
индивидуальность обладает особой
ценностью, ибо является носителем
разума. В этом западничество
противостоит сторонникам ценности
«общественности», «соборности», «корпоративности»,
подчиняющих интересы отдельной личности
интересам общества. Из этого вытекает
и «индивидуализм» западничества, отвергающий
характерную для традиционного общества
идею «семейного» единства помещика и
его крепостных. Западники были противниками
крепостного права и сторонниками скорейшего
освобождения крестьян С точки зрения
западничества, справедливым может быть
только такое общество, в котором созданы
все условия для существования и самореализации
личности. Так мировоззрение определило
позицию и деятельность западников в ходе
подготовки и проведения Великих реформ
1860—70-х гг. (крестьянской, университетской,
судебной, земской, городской, военной).
Для
западничества характерно критическое
отношение к окружающей действительности,
причем не только применительно к России,
но и применительно к Западной Европе.
Великобритания, Франция, Германия, Голландия,
Швейцария, Северная Америка, Соединенные
Штаты. Собственно Запад с точки зрения
западничества воспринимаются как своеобразный
ориентир развития, но не как предмет слепого
подражания. «Европейская цивилизация
хвалится общеловеческими элементами;
но отчего она с таким тяжким насилием
прокладывала себе путь? — писал В. П. Боткин
в «Письмах об Испании» (1847—51). — Отчего
это миллионы народов, живущих возле нее,
не только не чувствуют к ней никакого
влечения, но соглашаются лучше погибнуть,
чем принять ее?.. Может быть, этой цивилизации
недостает еще много, может, она еще должна
совершенно преобразиться для того, чтобы
пристали к ней Азия и Африка; может быть,
в ней еще нет тех человеческих элементов,
на которые могла бы откликнуться одичалая,
но все-таки человеческая природа Востока?»
С точки
зрения западничества, общественно-политический
строй России в 1-й пол. 19 в.
несовершенен и нуждается в улучшении.
Однако в путях совершенствования и даже
изменения этого строя сторонники западничества
не выработали единой позиции. Уже в 1840-х
годах в их среде наметились два направления
— радикальное (в сов. историографии обычно
именуется революционно-демократическим)
и либеральное. К первому традиционно
относят А. И.Герцена, Н. П. Огарева и Белинского,
однако их позиция не всегда была последовательно
радикальной. Ко второму принадлежит большинство
западников, в частности будущие видные
теоретики российского либерализма К.
Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др. Разногласия
между представителями радикального и
либерального западничества относительно
допустимости и оправданности применения
насилия для изменения существующего
строя приводили к серьезным разногласиям
и даже разрывам.
С эпохи Великих
реформ термин западничество постепенно
утрачивал конкретность; его стали
употреблять применительно к
представителям многих идейных течений,
которые вели свою родословную от
«классических» западничества 1840-х
гг. Многие теоретические положения западничества
стали идеологической основой различных
либеральных и радикальных течений русской
общественной мысли.