Культурология, ответы на билеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 45 вопросов.

Вложенные файлы: 45 файлов

1 Предмет культурологии.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

10 Типология цивилизаций.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

11 Культура и цивилизация.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

12 Эволюционизм.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

13 Диффузионизм.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

14 Психологическое направление в изучении культур.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

15 Психоаналистическая теория культуры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

16 Функционализм.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

17 Структурализм.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

18 Постструктурализм.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

19 Модернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2 Этапы становления.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

20 Постмодернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

21 Западничество.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

22 Славянофилы.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

23 Евразийство.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

24 Русский космизм.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

25 Теория культурно-исторических типов.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

26 Теория осевого времени Ясперса.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

27 Антропология Уайта.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

28 Антропология А.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

29 Культурная антропология Херсковица.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3 Междисциплинарные связи культурологии.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

30 понятие мифа и мифологии.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

31 Первобытная культура.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

32 своеобразие культуры Востока.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

33 Культура Древней Греции.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

34 Искусство древнего Рима.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

35 Культура средневековой Европы.doc

— 80.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

36 Европейская культуры возрождения.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

37 Европейская культура Нового времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38 Место просвещения в Новом времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

39 Европейская культура 19 века.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4 понятия культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40 Культура Европы ХХ века.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

40. Культура Западной  Европы ХХ века.

В уходящем веке культура европейского типа распространилась и  на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию  и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. В.И. Вернадский писал в своей программной работе «Научная мысль как планетное явление» (1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности Человечество своей жизнью стало единым целым» (Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.С.240).

Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя

— индустриализацию производства и массовое потребление;

— единые средства передвижения и передачи информации;

— интернациональную  науку и доступное практически всем образование;

— стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. Ее главными героями являлись люди, занимающиеся бизнесом и умеющие  делать деньги Их поведение отличало индивидуализм, практицизм, стремление к постоянному комфорту, успеху и обогащению Вместе с тем западная культура XX в. была открыта для генерации новых идей, образцов, концепций, ориентации. Ее доминантой явилась идея преобразующей деятельности человека, как главное его предназначение. В свою очередь, культура рассматривалась в качестве посредника между человеком и природой.

В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и  течения, среди которых теоретически оформляются следующие: фрейдизм — общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда о врожденных бессознательных структурах для объяснения явлений культуры и процессов творчества в обществе;

феноменология —  наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;

экзистенциализм —  поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные  с бытием личности в ее специфичности, которая очень часто обнаруживала себя в так называемых «пограничных ситуациях», связанных с необходимостью выбора, принятия решения, с состоянием озабоченности, беспокойства, страха и тревоги человека.

Практически все, кто  отслеживал и описывал, анализировал и прогнозировал функционирование западной культуры XX в., едины в том, что она страдала серьезными недугами, ей были свойственны кризисные состояния, которые способны были свести на нет все ее достижения. В ряде западноевропейских стран (Италия, Германия) в 20-х гг. XX в. складывались тоталитарные государственные режимы

Тоталитаризм (лат. totalitas — целый, полный) представляет собой  антигуманную общественно-политическую систему, которая ради целей своих  создателей нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя при этом полный (тотальный) контроль над жизнью общества и судьбой отдельного человека.

Слово «тоталитарный» было впервые употреблено в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную  систему в стране и провозглашал своей целью создание «тоталитарного государства» (Stato totalitario). Позднее термин «тоталитарное государство» стали употреблять нацистские правители при создании фашистского режима в Германии. Главными признаками тоталитарного государства являются:

— сращивание партийного и государственного аппарата;

— ликвидация гражданских  свобод,

— полный контроль государства  над всеми областями человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, политической, семейной);

— создание в стране активно действующего механизма  репрессий.

После Второй мировой  войны, в условиях «холодной воины», между Западом и Востоком происходит более расширенное употребление понятия «тоталитаризм», которое  содержит как политологическую, так  и социологическую характеристику данного явления. Однако социокультурный опыт XX в показал не только несостоятельность тоталитарных режимов, но и выработал у западноевропейцев устойчивое неприятие насилия и репрессий Развитие демократии, признание прав человека определяющими в жизни общества, гуманизация всех сфер общественной жизни создают фундамент для самого главного социокультурного завоевания Западной Европы XX в. — свободы человека.

Не менее сложной  проблемой ушедшего столетия стала  и возможность самой жизни  человека на Земле. XX в., с его большими и малыми войнами, революциями, слепой верой в научно-технический прогресс, не только стал временем массового уничтожения людей, но и исподволь подготовил сознание оставшихся в живых к разрушению цивилизации в целом. После окончания Второй мировой войны стало ясно, что международное сообщество должно совместно, согласованно разрешить ряд глобальных проблем (от фр global — всеобщий; лат globus — шар), затрагивающих его жизненные интересы. К первоочередным из них относятся:

— предотвращение угрозы войны с применением оружия массового  поражения, сохранение и упрочение  мира;

— установление справедливого  порядка в экономических отношениях между народами;

— преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими  последствиями человеческой деятельности;

— обеспечение сбалансированного  роста народонаселения;

— защита здоровья людей  от особо опасных массовых заболеваний  и от негативных последствий научно-технического прогресса;

— обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах и т. д.

Чтобы предотвратить  глобальные катастрофы и сохранить  положительные тенденции в развитии современной цивилизации, в 1968 г. была создана международная организация, объединившая ученых разных стран и  получившая название — Римский клуб. Он стал ведущим в глобальном моделировании перспектив развития человечества. Среди представленных исследований и разработок был и проект американского ученого О. Тоффлера. В ряде своих сочинений, и прежде всего, в книге «Future Shoke» (1970), Тоффлер пишет, что человечество переживает новую технологическую революцию, ведущую к созданию сверхиндустриальной цивилизации. По мысли ученого, в эпоху супериндустриализма будут применены такие высокие технологии, которые изменят не только лицо планеты, но и саму суть человека как социального существа. В эпоху супериндустриальнои цивилизации любой дефицит материальных благ будет устранен и общество столкнется с прежде невиданным, гипертрофированным выбором материальных и духовных благ, который в сочетании с колоссально высоким темпом социально-экономических, политических и культурных изменений грозит сломать саму способность индивида адаптироваться к ним. Разрешению этой проблемы и посвящена работа О. Тоффлера.

В послевоенный период японцем Е. Масудой и канадцем М. Мак-Люэном разрабатывается концепция информационного общества, основой которого станут материальные ценности. В своих книгах «Галактика Гутенберга» (1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура наше дело» (1970) Мак-Люэн утверждал, чго смена культурных эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникация, языком, печатью, компьютером, телевидением и т. д. Динамично развивающаяся в конце XX в. компьютеризация всех сторон жизни современных высокоразвитых стран на практике вновь и вновь подтверждает многие аспекты культурологической теории Мак-Люэна. Формирование информационной культуры значительно меняет представления человека о природе, обществе и о самом себе.

Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма.

Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее  условное обозначение направлений  искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития.

— декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, еприятием  реальной жизни, культом красоты  как единственной ценности, отторжением социальных проблем;

— авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с  наследием прошлого и создать  ечто новое, противоречащее традиционным художествен-ым установкам.

Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось.  

— в изменении  пространственных изображений и  отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве;

— в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической  организованности в музыке;

— в появлении  «потока сознания», внутреннего  монолога, ассоциативного монтажа в  литературе и т. д.

Наиболее яркие  направления модернизма, проявившие себя наиболее динамично в первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм, экспрессионизм, фовизм, супрематизм.

Большое влияние  на практику модернизма оказали:

— идеи иррационалистического  волюнтаризма А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;

— учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;

— психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;

— экзистенциализм  М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и А. Камю;

—теории социальной философии Франкфуртской школы  Т. Адорно и Г. Маркузе.

Общее эмоциональное  настроение модернизма можно выразить следующей фразой: хаос современной жизни, ее дезинтеграция способствуют неустроенности и одиночеству человека, его конфликты неразрешимы и безысходны, а обстоятельства, в которые он поставлен, непреодолимы.

Характерными чертами  стиля модерн были:

— стремление к эстетизации  окружающей человека среды;

— подчеркнутая активность воздействия на жизненные процессы;

— зрелищность и  декоративность.

Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и  многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем.

41 Культура Киевской Руси.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

42 Культура Московского царства.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

6 функции культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43 Культура Российской империи.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

44 Культура советского общества.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

45 Культура современной России.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

5 Структура культуры.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

7 Методы культурологии.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

8 Элементы культуры.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

9 Типология культур.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Культурология, ответы на билеты