Культурология, ответы на билеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 45 вопросов.

Вложенные файлы: 45 файлов

1 Предмет культурологии.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

10 Типология цивилизаций.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

11 Культура и цивилизация.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

12 Эволюционизм.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

13 Диффузионизм.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

14 Психологическое направление в изучении культур.doc

— 78.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

15 Психоаналистическая теория культуры.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

16 Функционализм.doc

— 33.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

17 Структурализм.doc

— 30.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

18 Постструктурализм.doc

— 45.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

19 Модернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2 Этапы становления.doc

— 36.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

20 Постмодернизм.doc

— 36.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

21 Западничество.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

22 Славянофилы.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

23 Евразийство.doc

— 35.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

24 Русский космизм.doc

— 38.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

25 Теория культурно-исторических типов.doc

— 42.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

26 Теория осевого времени Ясперса.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

27 Антропология Уайта.doc

— 39.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

28 Антропология А.doc

— 34.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

29 Культурная антропология Херсковица.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

3 Междисциплинарные связи культурологии.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

30 понятие мифа и мифологии.doc

— 41.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

31 Первобытная культура.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

32 своеобразие культуры Востока.doc

— 37.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

33 Культура Древней Греции.doc

— 69.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

34 Искусство древнего Рима.doc

— 48.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

35 Культура средневековой Европы.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

35. Культура Средневековой  Европы.

Средние века, Средневековье, обычно подразделяют на три стадии:

Раннее Средневековье - V-XI вв.

Зрелое Средневековье - XII-XIV вв.

Позднее Средневековье - XIV-XV вв.

Соответственно, мы можем выделить и три периода  в становлении и развитии культуры Средневековья. Культура Средневековья - это определенный этап, период, стадия в развитии культуры феодализма - более общего типа культуры, выделенного на основе формационного критерия. 

Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.      

На самом деле все обстояло гораздо сложнее. Это была сложная, многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим образованием было средневековое общество.      

Западноевропейская  средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития европейской культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).      

Переход от античной цивилизации к средневековью  был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.      

Во-вторых - Великим  переселением народов (с IV по VII вв.), в  ходе которого десятки племен устремились  к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли  дунайскую границу империи, и  до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.      

С падением Римской  империи начинается история западноевропейского  средневековья (Восточная Римская  империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)      

Становление средневековой  культуры происходило в результате драматического и противоречивого  процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением  античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.      

Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.      

Таким образом, становление  средневековой культуры происходило  в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.      

Таким образом, средневековая  культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов  и христианства.      

Однако влияние  этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.      

Социальной основой  средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:  
 Отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).  
 Условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала).  
 Иерархичность - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.      

На основе феодальной земельной собственности сформировались два основных полюса социокультурного поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые  производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.      

Средневековая культура формировалась в условиях:  
 господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;  
 замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;  
 слабой центральной власти,  
 феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.

Периодизация средневековой  культуры     

В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента - феодализма (его зарождения, развития и кризиса). Соответственно выделяют раннее Средневековье - V-IX вв., зрелое или высокое (классическое) Средневековье - X-XIII вв. и позднее Средневековье - XIV-XV вв.      

Раннее Средневековье (V-IX вв.) - это период трагического, драматического перехода от античности к собственно средневековью. Христианство медленно входило в мир варварского  бытия. Варвары раннего Средневековья  несли своеобразное видение и ощущение мира, основанное на родовых связях человека и общности, к которой он принадлежал, дух воинственной энергии, чувство неотделимости от природы. В процессе становления средневековой культуры важнейшей задачей было разрушение "силового мышления" мифологического варварского сознания, уничтожение древних корней языческого культа силы.      

Становление раннесредневековой культуры представляет собой сложный, болезненный процесс синтеза  христианских и варварских традиций. Драматизм этого процесса был обусловлен противоположностью, разнонаправленностью христианских ценностно-мыслительных ориентаций и основанного на "силовом мышлении" варварского сознания. Лишь постепенно главная роль в формирующейся культуре начинает принадлежать христианской религии и церкви.      

Возникшие в VI веке варварские государства - вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми  и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуре VI-первой половине VII вв. связаны с усвоением античного наследия в остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.      

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пресекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против языческой мудрости резко выступила церковь. Однако античная культура была достаточно сильно представлена в культуре раннего средневековья. Интерес к ней особенно усилился во времена так называемого Каролингского Возрождения. При дворе Карла Великого (742-814 гг.), восстановившего Западную Римскую империю, была создана "Академия" по примеру античной (члены которой даже называли себя римскими именами). В империи Карла Великого были открыты начальные школы при монастырях. Придворный императора Флакк Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.) и его ученики собирали античные рукописи, занимались их реставрацией, многое сделав для сохранения античного наследия для последующих поколений.      

В раннем Средневековье  были созданы первые письменные "Истории" варваров. В целом для раннего  Средневековья характерен прогресс в развитии культуры, несмотря на войны, набеги, покорение одних народов другими, захваты территорий, которые существенно замедляли культурное развитие.      

Упразднение рабства  способствовало развитию технических  изобретений (уже с VI в. начинают использовать энергию воды).      

Следует отметить, что  в целом для средневековья  характерно широкое использование  технических изобретений. В XII в. появляется ветряная мельница, использующая силу ветра. В XIII в. было изобретено рулевое колесо. В период зрелого Средневековья (XIV в.) появились шлюзы с воротами, что позволило перейти к строительству каналов и способствовало развитию торговых связей, как внешних, так и внутренних.      

Эпоха зрелого Средневековья (X-XIII вв.) начинается со времени "культурного безмолвия", продолжавшегося почти до конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадок государства привели к разделу империи Карла Великого (843 г.) и положили начало трем государствам: Франции, Италии и Германии. В XI в. улучшение экономической ситуации в Европе, рост населения, уменьшение военных действий привели к ускорению процесса отделения ремесла от земледелия, следствием чего был рост как новых городов, так и их размеров. В XII-XIII вв. многие города освобождаются из-под власти духовных или светских феодалов. Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствия и земель, вызвал Крестовые походы. Они способствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабским миром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Церковь, достигнув пика могущества в борьбе с государством в XII-XIII вв., постепенно стала терять свои позиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральное хозяйство в результате развития товарно-денежных отношений, ослабляется личная зависимость крестьян.      

В период позднего Средневековья (XIV-XV вв.) прекращается личная зависимость  крестьян в результате развития денежного  хозяйства в деревне. Происходит ослабление влияния церкви на общество. Ослабевает и воздействие христианства на сознание. Появление светской рыцарской и городской литературы, музыки, искусства разрушало основы средневековой культуры. Постепенно стала расшатываться социальная структура средневекового общества. Возникает новый класс - буржуазия.      

Начавшийся процесс  разложения феодализма (социально-экономической  основы средневековой культуры), ослабление влияния христианства вызвали глубокий кризис средневековой культуры, выразившийся прежде всего в разрушении ее целостности, ускорили переход к новой, качественно иной эпохе - эпохе Ренессанса, связанной с формированием нового, буржуазного типа общества.

36 Европейская культуры возрождения.doc

— 57.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

37 Европейская культура Нового времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

38 Место просвещения в Новом времени.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

39 Европейская культура 19 века.doc

— 80.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

4 понятия культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

40 Культура Европы ХХ века.doc

— 46.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

41 Культура Киевской Руси.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

42 Культура Московского царства.doc

— 51.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

6 функции культуры.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

43 Культура Российской империи.doc

— 96.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

44 Культура советского общества.doc

— 50.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

45 Культура современной России.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

5 Структура культуры.doc

— 56.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

7 Методы культурологии.doc

— 67.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

8 Элементы культуры.doc

— 34.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

9 Типология культур.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Культурология, ответы на билеты