Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 01:09, шпаргалка
Ответы на 45 вопросов.
20. Постмодернизм.
ПОСТМОДЕРНИЗМ —
широкое культурное течение, в чью
орбиту последние два десятилетия
попадают философия, эстетика, искусство,
гуманитарные науки. Постмодернистское
умонастроение несет на себе печать
разочарования в идеалах и
ценностях Возрождения и Просвещения
с их верой в прогресс, торжество разума,
безграничность человеч. возможностей.
Общим для разл. нац. вариантов П. можно
считать его вступает с ней в конфликт,
но стремится вовлечь ее в свою орбиту
на новой теор. основе. Эстетика П., существенно
отличаясь от классич. антично-винкельмановской
зап.-европ. эстетики, выдвинула ряд новых
принципиальных положений; утвердила
плюралистическую эстетич. парадигму,
что ведет к расшатыванию и внутр. трансформации
категориальной системы и понятийного
аппарата классич. эстетики.
Выходящая за рамки классич. логоса постмодернистская
эстетика принципиально антисистематична,
адогматична, чужда жесткости и замкнутости
концептуальных построений. Ее символы
— лабиринт, ризома. Теория деконструкции
отвергает классич. гносеологич. парадигму
репрезентации полноты смысла, «метафизики
присутствия» в искусстве, перенося внимание
на проблему дисконтинуальности, отсутствия
первосмысла, трансцендентального означаемого.
Концепция несамотождественности текста,
предполагающая его деструкцию и реконструкцию,
разборку и сборку одновременно, намечает
выход из лингвоцентризма в телесность,
принимающую разл. эстетич. ракурсы —
желания (Делез, Гаттари), либидозных пульсаций
(Лакан, Лиотар), соблазна (Бодрийяр), отвращения
(Кристева).
Подобный сдвиг привел к модификации осн.
эстетич. категорий. Новый взгляд на прекрасное
как сплав чувств., концептуального и нравственного,
обусловлен его интеллектуализацией,
вытекающей из концепции экологич. и алгоритмич.
красоты, ориентации на красоту ассонансов
и асимметрии, дисгармоничную целостность
второго порядка как эстетич. норму постмодерна,
а так же и неогедонистич. доминантой,
сопряженной с идеями текстового удовольствия,
телесности, новой фигуративности в искусстве.
Пристальный интерес к безобразному выливается
в его постепенное «приручение» посредством
эстетизации, ведущей к размыванию его
отличит, признаков. Возвышенное замещается
удивительным, трагическое — парадоксальным.
Центр, место занимает комическое в его
иронич. ипостаси: иронизм становится
смыслообразующим принципом мозаичного
постмодернистского искусства.
Другая особенность постмодернистской
эстетики — онтологич. трактовка искусства,
отличающаяся от классич. открытостью,
направленностью на непознаваемое, неопределенностью.
Неклассич. онтология разрушает систему
символич. противоположностей, дистанцируясь
от бинарных оппозиций: реальное — воображаемое,
оригинальное — вторичное, старое — новое,
естественное — искусственное, внешнее
— внутреннее, поверхностное — глубинное,
мужское — женское, индивидуальное —
коллективное, часть — целое, Восток —
Запад, присутствие — отсутствие, субъект
— объект. Субъект как центр системы представлений
и источник творчества рассеивается, его
место занимают бессознат. языковые структуры,
анонимные потоки либидо, машинность желающего
производства. Утверждается экуменически-безличное
понимание искусства как единого бесконечного
текста, созданного совокупным творцом.
Сознат. эклектизм питает гипертрофированную
избыточность худож. средств и приемов
постмодернистского искусства, эстетич.
«фристайл».
Постмодернистские принципы филос. маргинализма,
открытости, описательности, безоценочности
ведут к дестабилизации классич. системы
эстетич. ценностей. П. отказывается от
дидактически-профетических оценок искусства.
Аксиологич. сдвиг в сторону большей толерантности
во многом связан с новым отношением к
массовой культуре, а также к тем эстетич.
феноменам, к-рые ранее считались периферийными.
Антитезы: высокое — массовое искусство,
научное — обыденное сознание не воспринимаются
эстетикой П. как актуальные.
Постмодернистские эксперименты стимулировали
также стирание граней между традиц. видами
и жанрами искусства, развитие тенденций
синестезии подвергли сомнению оригинальность
творчества, «чистоту» искусства как индивидуального
акта созидания, привели к его дизайнизации.
Пересмотр классич. представлений о созидании
и разрушении, порядке и хаосе, серьезном
и игровом в искусстве свидетельствовал
о сознат. переориентации с классич. понимания
худож. творчества на конструирование
артефактов методом аппликации.
Наиболее существ, филос. отличием П. является
переход от классич. антропоцентрич. гуманизма
к совр. универсальному гуманизму, чье
экологич. измерение обнимает все живое
— человека, природу, космос. Вселенную.
В сочетании с отказом от европоцентризма
и этноцентризма, переносом интереса на
проблематику, специфичную для стран Востока,
Полинезии и Океании, отчасти Африки и
Лат. Америки, такой подход свидетельствует
о плодотворности антииерархич. идей культурного
релятивизма, утверждающих многообразие,
самобытность и равноценность всех граней
творч. потенциала человечества. Тема
религ., культурного, экологич. экуменизма
сопряжена с неклассич. постановкой проблем
гуманизма, нравственности, свободы. Признаки
становления новой филос. антропологии
соотнесены с поисками выхода из кризиса
ценностей и легитимности.