Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
Античность как тип культуры.
Европейская цивилизация
уходит своими корнями в период античности.
Античная культура Средиземноморья
считается величайшим творением
человечества. Ограниченная пространством
(в основном, побережье и острова
Эгейского и Ионического морей) и
временем (от II тысячелетия до н. э. до первых
веков христианства), античная культура
раздвинула рамки исторического существования,
заявив о себе общечеловеческой значимостью
архитектуры и скульптуры, эпической поэзии
и драматургии, естественнонаучного и
философского знания. В историческом плане
под античностью подразумевается период
истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое
общество. Понятие античности в культуре
возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские
гуманисты называли самую раннюю культуру
из известных им. Это название сохранилось
за ней и поныне как привычный синоним
классической древности, точно отделяющий
греко-римскую культуру от культурных
миров древнего Востока.
Античная культура основана на принципе
объективизма, в целом для нее характерен
рациональный подход к пониманию мира
и в то же время эмоционально-эстетическое
его восприятие, стройная логика и индивидуальное
своеобразие в решении социально-практических
и теоретических проблем.
Еще в конце
неолита в Европе начался переход
от стадии дикости и варварства к первым
цивилизациям. Проявления такого перехода
прослеживаются уже в третьем и втором
тысячелетиях до новой эры. Но все же временем
расцвета древних цивилизаций принято
считать первое тысячелетие до новой эры
и первую половину первого тысячелетия
новой эры. Это объясняется последствиями
неолитической революции, наступлением
медного, а затем бронзового века. Но особенно
большую роль в наступлении этапа древних
цивилизаций сыграл переход к железному
веку, произошедший как раз в начале первого
тысячелетия до новой эры. Применение
железа дало новый стимул развитию производства,
вызвало к жизни новые формы хозяйственной
деятельности людей.
Не меньшие изменения произошли в этот
период и в духовной сфере, касающейся
образа жизни человека, его быта, обычаев,
нравов, представлений о морали, переоценки
ценностей. Изменились и взаимоотношения
в семье и обществе, возник новый тип сознания.
Произошло становление государственности,
связанное с переходом к первому классовому
обществу - рабовладельческому.
Все сказанное нельзя отнести к Европе
в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему
находилась на стадии варварства. Когда
говорят о переходе к этапу цивилизации,
обычно имеют в виду только район европейского
Средиземноморья, где сложилась греко-римская
цивилизация, которую итальянские гуманисты
эпохи Возрождения назвали античной.
Античная культура
— уникальное явление, давшее общекультурные
ценности буквально во всех областях
духовной и материальной деятельности.
Всего три поколения деятелей
культуры Древней Греции создали
искусство высокой классики, заложили
основы европейской цивилизации и образы
для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом
продолжила античные традиции Греции,
отличается религиозной сдержанностью,
внутренней суровостью и внешней целесообразностью.
Практицизм римлян нашел достойное выражение
в градостроительстве, политике, юриспруденции,
военном искусстве. Культура Древнего
Рима во многом определила культуру последующих
эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную
систему, олицетворяющую могущество и
власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные
фресками и мозаиками, колоссальные статуи,
«домашние» портреты, конные памятники,
триумфальные арки и колонны с рельефами
в память о реальных исторических событиях
стали мощным основанием культуры последующих
эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III
веке н. э., можно обнаружить начало переворота,
благодаря которому зародился средневековый
Запад. Варварские нашествия V века можно
рассматривать как события, ускорившие
преобразование, придавшее ему разбег
и глубоко изменившее облик этого мира.