Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
Морфология
культуры – учение о внутренней структуре
культуры, ее организационно-функциональном
строении. Существует множество концепций,
делящих культуру по разным основаниям,
прежде всего на материальную и духовную.
Подобное разделение не позволяет нам
узнать что-либо новое о культуре, а только
убедиться в том, что любое культурное
явление, является субстратно материальным,
но одновременно, даже самое утилитарное
из них (плотничий топор), является в известном
смысле духовным, несущим в своих формах
и чертах определенную символическую
информацию.
Я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами
прошлого века концепции структурирования
культуры на обыденную и специализированную.
Целесообразность деления культуры на
обыденную и специализированную состоит
в том, что основные функции человеческой
жизнедеятельности возникали в недрах
обыденной культуры (повседневной практики;
основные ее знания усваивались на уровне
общего воспитания и обыденных социальных
контактов). Но со временем выделялись
в специализированные профессии, освоение
которых было уже практически невозможным
без специального профессионального образования.
При этом основные функции обеих сфер
культуры продолжают существовать параллельно,
но в разных областях жизни индивида.
Я выделяю четыре основных блока осуществления
человеческой жизнедеятельности представленью
следующими областями социальной практики:
а) культура социальной
организации и регуляции, в область
которой входят такие специализированные
и неспециализированные сферы жизнедеятельности,
как:
— хозяйственная; —правовая культура;
—политическая
б)
культура познания и
рефлексии мира, человека
и межчеловеческих
отношений:
— философская культура (специализированная
— труды специалистов-философов; обыденная
— здравый смысл обыденных представлений
о мире);— научная культура (специализированная
— профессиональная наука; обыденная
— повседневные рациональные знания о
мире); — религиозная культура (специализированная
— систематизированные религиозные учения;
обыденная —мистика, бытовая магия); —
художественная культура (специализированная
— построенное на специальном образовании;
обыденная — бытовое, «саморазвлекательное»
искусство);
в) культура социальной
коммуникации, накопления,
хранения и трансляции
информации: — культура межличностных
информационных контактов (реально существует
только в обыденной форме); —культура
массовой информации (специализированная
— профессиональные СМИ, реклама; обыденная
— слухи, сплетни и т. п.); — информационно-кумулятивная
культура (специализированная — система
музеев, библиотек; обыденная — предания,
верования);— культура межпоколенной
трансляции социального опыта(специализированная
— система среднего и высшего образования;
обыденная —система домашнего воспитания,
«дворовые» компании);
г) культура физической
и психической репродукции,
реабилитации и рекреации
человека:
— сексуальная культура (существует только
в обыденных формах); —культура физического
развития (специализированная — профессиональный;
обыденная — физкультура, массовый спортивный
туризм); — культура поддержания и восстановления
здоровья (специализированная — медицина
и система санаторно-лечебного обслуживания;
обыденная —самолечение, знахарство и
пр.); — культура восстановления энергобаланса
человека (кулинария, система питания
и пр.; четкое разделение на специализированную
и обыденную составляющие здесь, видимо,
возможно, но затруднительно); — культура
отдыха, психической рекреации и реабилитации
человека (специализированная — система
организованного досуга; обыденная —
неорганизованные формы досуга, сон, алкоголизм,
наркомания и пр.).
Представляется, что подобная (видимо,
далеко не полная и еще нуждающаяся в развитии
и дополнении) классификация морфологической
структуры культуры серьезно продвигает
наши представления о сущности этого явления,
развенчивает некоторые мифы о сугубой
духовности всего, что манифестируется
термином «культура».