Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
38. "Аполлоническое" и "дионисийское" начала в культуре
Немецкий философ
Фридрих Ницше (1844 —1900) для различения
типов культур использует мифологические
образы богов греческого Олимпийского
пантеона, выделяя два начала бытия
и художественного творчества: "аполлоническое
" и "дионисическое".
В греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис
— противоположные символические типы.
Аполлон — это небесное, солнечное существо,
сын Зевса, сменяющий на Олимпе бога Солнца
Гелиоса, олицетворяющий солнечное начало;
он —источник света, носитель божественного
откровения: "Аполлон как бог всех сил,
творящих образами, есть в то же время
и бог, вещающий истину, возвещающий грядущее".
Дионис же, напротив — олицетворение земного,
бог плодородия, покровитель растительности,
земледелия, виноградной лозы и виноделия.
Дионис — бог веселья, радости, буйства.
Аполлон и Дионис символизируют противоположность
небесного и земного начал. "Под чарами
Диониса не только вновь смыкается союз
человека с человеком: сама отчужденная,
враждебная или порабощенная природа
снова празднует праздник примирения
со своим блудным сыном — человеком".
Чтобы показать, в чем состоят различия
"аполлонического" и «дионисического»
начал культуры необходимо обратиться
к понятиям и принципам, образным выражением
которых выступают боги Аполлон и Дионис.
Аполлон — выражение покоя и порядка,
Дионис — его противоположность. Если
первый — "полное чувство меры, самоограничение,
свобода от диких порывов, мудрый покой
бога-творца образов", то второй — избыток,
нарушение всякой меры, безмерное, взрывчатое
буйство. Аполлон воплощает принцип индивидуализма,
он — великолепный божественный образ
этого принципа, "в жестах и взорах которого
с нами говорит вся великая радость и мудрость
"иллюзии", вместе со всей ее красотой".
Дионис символизирует ужас и восторг:
"чудовищный ужас", охватывающий
человека, усомнившегося в формах познания
явлений, и "блаженный восторг, поднимающийся
из недр человека и даже природы", когда
нарушен принцип индивидуализма, "разбиты
все неподвижные враждебные границы, установленные
между людьми нуждой, произволом и "дерзкой
модой".., каждый чувствует себя не только
соединенным, примиренным, сплоченным
со своим ближним, но единым с ним".
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало
— рациональное
— мера, золотая середина
— иллюзорно-оптимистическое
— состояние покоя
— индивидуальность
ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало
— иррациональное
— безмерное буйство
— трагико-героическое
— нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность
— уничтожение всякой индивидуальности
через мистическое единство
Сущностной характеристикой как Аполлона,
так и Диониса является способность воодушевлять
людей, рождая образы различного порядка.
Именно поэтому Ницше и обозначил два
противоположных начала бытия и художественного
творчества, как "аполлоническое"
и "дионисическое". Эти начала прорываются
из самой природы "без посредства художника-человека".
Человек в концепции Ф. Ницше - только "подражатель"
и проводник имеющихся в природе сил: "...каждый
художник является только "подражателем"
и при том либо аполлоническим художником
сна, либо дионисическим художником опьянения,
либо, наконец, ... одновременно художником
и опьянения и сна". С этим связана противоположность
искусства пластических образов (аполлоническим)
и непластического искусства музыки (дионисическим).
"Аполлонический" образ мира подобен
образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях,
грезах. "Дионисический" порождается
демоническими силами, он подобен образам,
вызванным состоянием опьянения, а потому
это мир иррациональных образов, смыслов,
понятий.
Все многообразие культурных феноменов
Ницше сводит к двум типам, противоположным
по природе своего рождения. Подобно тому,
как рашичие физиологических состояний
сна и опьянения порождают различные виды
грез, через человека-творца проявляются
противоположные образы мира, обусловливающие
наличие в культуре двух начал: "аполлонического"
и "дионисического". Именно с этой
двойственностью связано поступательное
движение культуры, ".. как рождение
стоит в зависимости от двойственности
полов при непрестанной борьбе и лишь
периодически наступающем примирении.