Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
45. Универсальная модель культуры
Универсальная
модель культуры - концепция единого
плана построения культуры, сформулированная
в антропологии как рез-т разработки
сравнит, метода. Анализ нескольких сотен
(более 600, World Ethnographic Atlas) конкр. культур
позволил выделить повторяющиеся черты,
названные всеобщими.
Широкие границы У.м.к. были намечены еще
в 19 в. Л.
Морганом
и Спенсером, однако целостное представление
об этом феномене сформировалось в 30-40-е
гг. на стыке антропологии и психологии.
Изучение всеобщего культурного разнообразия
позволило исследователям выбрать элементы,
общие для всех известных культур: возрастное
деление, календарь, организация об-ва,
системы родства, приготовление пищи,
совместный труд и разделение труда, декоративное
искусство, образование, этика, праздники,
фольклор, табу, похоронные ритуалы, игры,
подарки, гостеприимство, жилищное строительство,
запрет инцеста, закон, наказания, имена,
религ. культы и т.д.
Количество, кач. состав и сочетание рубрик
у каждого автора (К. Уисслер, Мёрдок, Малиновский, Д. Аберле, Харрис и
др.) было оригинальным, не совпадало с
концепциями коллег, однако суть оставалась
единой. При дальнейшем анализе каждой,
отдельно взятой черты, эта общность усиливалась.
Так, каждая культура имеет язык и каждый
язык состоит из одинаковых компонентов:
фонем, слов, грамматики. Похоронные обряды
во всех культурах, как правило, включают
выражение скорби, способы обращения с
телом, ритуалы, защищающие участников
погребения от злых сил и т.д. Однако, при
всем сходстве (наличие общих черт и их
компонентов), их конкр. культурное содержание
различно. Мёрдок пришел к выводу, что
действит. всеобщие черты (общий знаменатель
культур) это не идентичность содержания,
а сходство классификаций.
У.м.к. существует во всех культурах: простых
и сложных, древних и совр. и ее основа
может быть найдена в особенностях биол.
природы человека и условиях человеч.
существования.
Первые попытки объяснить сходство и различия
культур исходили из психич. единства
человека и строились на изучении реакций
человеч. организма на разнообразные стимулы
и условия жизни. Самнер и Келлер предложили
вариант классификации осн. побуждений
и стимулов: самосохранение, увековечение
себя, самоудовлетворение и религия. Эта
классификация строилась на четырех чувствах:
голоде, любви, тщеславии и страхе. Классификация
Малиновского основывалась на удовлетворении
человеч. потребностей и соответствовала
трем аспектам культурного процесса. Универсальная
модель Уисслера включала девять компонентов:
речь, материальные особенности, искусство,
знание, религия, об-во, собственность,
правительство, война.
Модель культуры Мёрдока является своеобр.,
построенном на огромном фактич. материале
«универсальным» способом изучения сходства
и различия культур, исходя из культурно-детерминированного
поведения человека. Итоговая универсальная
схема (1967) содержала 47 всеобщих культурных
черт.
Проблема единства человеч. культуры побуждала
исследователей продолжать поиски совершенной
модели, не только объясняющей сходство
или различия, но и дающей представление
о взаимодействии и взаимовлиянии культурных
элементов. Одной из разработок такого
рода стала концепция универсальной социокультурной
системы Д. Аберле, А. Коэна, А. Дэвиса и
др.
Эта схема включала девять позиций, каждая
из к-рых была не просто отд. культурным
элементом, но вектором системы. В нее
входили: адаптация об-ва к природе и воспроизводство
населения; разделение социальных ролей
и их распределение; коммуникация; общепринятые
познават. ориентации; общепринятый ряд
целей; нормативное регулирование, регулирование
эмоц. сферы; социализация; контроль за
девиантными формами поведения. Эти составляющие
рассматривались авторами концепции как
функциональные условия, необходимые
для выживания системы.
Универсальная структура социокультурных
систем, сформулированная Харрисом в рамках
исследоват. стратегии, названной им культурным
материализмом, также базируется на биол.
и психол. константах человеч. природы.
Модель Харриса представляет собой сложносоставную,
разветвленную, включающую в себя инфраструктуру,
структуру, суперструктуру систему, в
к-рой автор пытался охватить и сферу материального
производства, и сферу воспроизводства
населения, взаимодействие с окружающей
средой, поведенческие компоненты и т.д.
Схема Харриса наиболее полно отражает
культурное содержание совр. сложного
об-ва.