Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
Природа и культура
1.
Культура и природа
как две формы
бытия.
Культура — это вторая природа, результат
человеческой деятельности, и поэтому
культура очень часто противопоставляется
природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны
между собой. Природа — это необходимое
условие возникновения и существования
культуры. Культура — это посредник между
человеком и природой, результат их взаимодействия.
Характер этого взаимодействия исторически
менялся. Между природой и человеческим
обществом происходит обмен веществом
и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком
объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью
присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества
два этапа по характеру взаимодействия
человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный
на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях
труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство,
рыболовство, охота, то для второго — земледелие
скотоводство. Переход от первого этапа
ко второму получил название «неолитическая
революция».
Современный этап характеризуется огромным
расширением масштабов взаимодействия
человека с природой, что связано с НТР.
2. Влияние природы
на культуру.
Воздействие природы на культуры было
и будет всегда, поскольку человек — это
часть природы, деятельность которого
направлена на удовлетворение физиологических
и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип
присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет
характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические
ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта,
жилища.
Природа влияет на духовную культуру,
так как она определяет обычаи и обряды
народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру,
так она дает материал для творчества,
определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических
условий, в которых существует культура,
называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры
во многом определяется природой. Например,
4 великие цивилизации возникли в бассейнах
рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает
потому, что река создает благоприятные
условия для человека, и условия, существующие
там, требуют коллективных усилий людей,
их солидарности. Поэтому возникают общественные
связи и само общество.
3. Влияние культуры
на природу.
Влияние культуры на природу огромно.
Результатом этого влияния является культурный
ландшафт, тог есть преобразованная человеком
природа. Выделяются два вида культурного
ландшафта:
- Агросфера — совокупность природных
объектов, созданных самим человеком (сады,
огороды, пастбища).
- Техносфера — совокупность материальных
объектов, внесенных человеком в природу
(железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе
появляется термин «ноосфера». С точки
зрения Вернадского, под влиянием усилий
всего человечества, биосфера постепенно
перейдет в качественно новое состояние
— ноосферу. Ноосфера — это превращение
разума в величайшую биологическую и космическую
силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки
4. Экологический
кризис.
Сегодня взаимоотношение культуры и
природы приобретает конфликтный характер.
С точки зрения философов, причиной экологического
кризиса стали культурные причины. Такой
причиной считается установка на антропологическую
исключительность человека, основными
постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет
человек. Все остальное ценно лишь потому,
что полезно для человека. Природа — это
собственность человека, над которой он
обладает неограниченной властью.
- Иерархическая картина мира. Мир людей
противопоставлен миру природы.
- Целью взаимодействия человека с природой
является удовлетворение его потребностей.
- Характер взаимодействия с природой
определяется прагматическим императивом:
правильно и разрешено все то, что полезно
для человечества.
- Этические нормы и правила распространяются
лишь на отношения с людьми, но не на отношение
к природе.
- Природно-охранная деятельность также
подчинена императиву: природу нужно сохранить
для следующего поколения.
Такие установки приводят к разрушению
природы, к экологическому кризису.