Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
46. функционализм Малиновского
Появление функционализма
как способа изучения культур
связывают с работами Б. Малиновского
и А. Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние
на становление этого направления
оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.
Особенностью функционального подхода
является рассмотрение культуры как целостного
образования, состоящего из элементов,
частей. Важнейшая задача — разложение
целого (культуры) на составные части и
выявление зависимостей между ними. Данное
направление в изучении культур в большой
степени ориентировано на раскрытие механизмов
действия и воспроизводства социальных
структур. Каждая "атомарная клеточка"
культуры исследуется не в качестве случайного
или ненужного (вредного, архаичного) образования
(пережитка), а как выполняющая определенную
задачу, функцию в социокультурной общности.
Более того, нередко отдельный элемент
играет не просто присущую ему роль (назначение),
а представляет собой звено, без которого
культура не может существовать в качестве
целостного образования. Для функционалистов
практически не представляют интереса
исторические изменения культур; их волнует,
как действует культура "здесь и сейчас",
какие задачи она решает, как воспроизводится.
В процессе культурологических исследований
понятие "функция" получило два основных
значения. Первое — указание на ту роль,
которую определенный элемент культуры
выполняет по отношению к целому, и второе
— обозначение зависимости между частями,
компонентами культуры.
Основными представителями функционализма в социально-культурной антропологии были Рэдклифф-Браун и Б.Малиновский. Они целиком восприняли от своих предшественников отношение к обществу “дикарей” как к упрощенному варианту общества вообще. Б.Малиновский, например, не раз подчеркивал, что антропологи для достижения своих задач (выявление и формирование универсальных экономических законов) в принципе могли бы изучать и свое собственное общество, но первобытное больше для этого подходит хотя бы потому, что “посредством познания человеческой природы, проявляющейся в форме, ...отличной и чуждой нам, мы прольем свет на нашу собственную природу.” [7]
Функционализм отличался резкой сменой познавательной направленности - причинно-следственная проблематика эволюционистской антропологии уступила место проблемам изучения функциональных связей общества. Функционалисты отказались от рассмотрения социальных явлений только во временном их развитии как простое чередование пережитков и заимствований в исторической последовательности, но считая культуру каждого народа системой институтов ( норм, обычаев, верований), призванных выполнять необходимые общественные функции, предметом изучения сделали процессы функционирования.
Критикуя эволюционизм,
функционалисты никогда не отрицали
самого процесса эволюции; они лишь
скептически относились к возможности
получить достоверный и системно
связанный фактический
На формирование теоретических концепций функционалистов существенное влияние оказали не только идеи предшественников, но и выводы, полученные в результате собственных практических исследований конкретных народов, которые начали активно проводиться в этот период. Например, опыт изучения Рэдклифф-Брауном систем родства австралийских аборигенов сказался на формировании некоторых положений доктрины исследователя. В частности, взгляд на социальную жизнь коренных жителей Австралии как на однозначно регламентированную системами родства, привел ученого к утверждению о жесткой структурированности всякого общества как такового.