Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
56. Концепция
культурных суперсистем П.А.
Питирим Александрович
Сорокин (1889—1968) — основоположник русской
и американской социологических
школ. Его теория существования суперсистем
культуры — одна из наиболее оригинальных
культурологических концепций XX в. Она
изложена в четырехтомном труде «Социокультурная
динамика» (1937—1941).
Сорокин рассматривает историческую действительность
как целостное единство различных культурных
систем. Подчеркивая своеобразие каждой
культуры, философ вместе с тем акцентирует
внимание не только на общих чертах в их
исторической судьбе, но фиксирует единые
и неизменные тенденции, идеи, проблемы,
составляющие то, что определяет содержание
каждой культуры и выражает ее главную
ценность,которая,в свою очередь, является
«основой и фундаментом всякой культуры»
f Сорокин П.А..Социокультурная динамика
/ /Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.
М., 1992.С. 429).
Все имевшие
место в истории человечества
культурные системы философ делит
на три основных типа, которые, по его
мнению, и образуют три суперсистемы: две
противоположные друг другу — идеациональную
и чувственную (или - сенситивную) и третью
— смешанную, промежуточную между ними
— идеалистическую. В основу различия
двух противоположных суперсистем культуры
Сорокин полагает главный критерий: представления
о природе реальности. Идеациональная
суперсистема имеет сверхчувственную
природу, божественное начало. Чувственная
— реальна, адекватна восприятию наших
органов чувств.
Сорокин подчеркивает, что в «чистом виде»
в конкретном обществе идеациональная
и чувственная суперсистемы культуры
никогда полностью не реализуются. Речь
может идти лишь о доминировании и об определенном
господстве каждой из них в тот или иной
исторический период. Предложенную типологию
суперсистем культуры философ наполняет
фактическим содержанием, выделяя основные
ее составляющие — искусство, истину,
мораль, право — и давая им характеристики.
Идеациональная культура, по своей
сути, религиозна. Она основана «на принципе
сверхчувственности и сверхразумности
Бога, как единственной реальности и ценности»
(там же. С. 430). Ее черты отчетливо проявляются
в культуре Брахманской Индии, Древнего
Китая (VIII—VI вв. до н.э.), Древней Греции
(IX—VI вв. до н.э.) и в западноевропейском
Средневековье V—XII вв. Идеациональное
искусство нацелено на религиозную тематику,
где доминирующим сюжетом является сверхчувственное
царство Бога, героями — сам Бог, ангелы,
святые и грешники, тайны мироздания, искупления,
распятия, спасения и другие трансцендентные
события. «Это не искусство одного профессионального
художника, а творчество безымянного коллектива
верующих, общающихся с Богом и со своей
собственной душой» (там же. С. 436). Стиль
этой художественной культуры символичен
и во многом формален. Художественный
образ идеационального искусства воплощается:
в архитектуре церковных зданий, которые
выполнены в романском стиле и в ранней
готике; в богослужебных музыкальных песнопениях,
хоралах, мессах, реквиемах; в религиозных
литературных молитвах, гимнах, проповедях,
житиях святых.
Высшей идеациональной истиной у Сорокина
является «истина веры». «Она непогрешима
и дает адекватное знание о подлинно реальных
ценностях» (там же. С. 463). Божественное
откровение идеациональной истины постигается
с помощью мистического опыта, божественной
интуиции и вдохновения. Идеациональные
этические ценности и нормы строятся на
единении со сверхчувственным .Абсолютом
и воспринимаются как безусловные, неизменные,
вечные. В свою очередь, отношение к житейским
наслаждениям и удовольствиям в этой культуре
негативно. Главным является безупречное
исполнение людьми своих обязанностей
между Богом и обществом. Идеациональное
право также опиралось на абсолютные и
неизменные принципы, данные Богом. Ересь
и вероотступничество, подрывающие религиозные
устои, карались с особой жестокостью,
часто публично. Нормы, законы и формы
его применения в идеациональной культуре
абсолютны и жестки. Юридическое сознание
данного общества «свободно от всяких
сомнений, не допускает критики и обсуждения»
(там же. С. 49).
Чувственная (или сенситивная)
культура является антиподом идеациональной.
По мнению Сорокина, она существовала
во времена палеолита, в Древней Ассирии,
в античной Греции и Риме. Начиная с XV в.
этот тип культуры становится доминирующим
в Западной Евроие, включая и XX столетие.
Сенситивное искусство живет и развивается
в мире чувств. Его темами и персонажами
являются реальные события и представители
различных социальных групп. Задача искусства
— доставить удовольствие реципиенту
(т. е. зрителю, слушателю, читателю), снискать
у него успех, признание и славу. Стиль
сенситивного искусства натуралистичен,
свободен от любого символизма. Создателями
этого искусства являются профессиональные
художники. Однако «рядом с этими великолепными
достижениями, — подчеркивает Сорокин,
— наше чувственное искусство заключает
в себе самом вирусы разложения и распада...»,
которые «и обращают многие добродетели
чувственного искусства в его же пороки»
(там же. С. 450). По мысли философа, искусство
становится «музеем социальной патологии».
И все же Сорокин далек от пессимизма:
на смену разрушительным тенденциям чувственного
искусства он ожидает приход нового, и
скорее всего идеационального, искусства.
Серьезные проблемы, по мысли философа,
существуют и в функционировании истины.
Целостное мировоззрение в чувственной
суперсистеме культуры подменяется мешаниной
«из кое-как склеенных друг с другом фрагментов
науки» (тамже. С. 452).
Если период становления чувственной
культуры сопровождался гармонизацией
правовых отношений, укреплением нравственных
основ общества, то в период упадка западной
культуры наблюдается крах всего образа
жизни и поведения людей. Мораль и право
девальвируются и перестают выполнять
свои объединительные функции внутри
общества.
Третьей суперсистемой, по мысли Сорокина,
является идеалистическая
культура. Она связывает сверхчувственный
и сверхрациональный аспекты, выступая
как промежуточная и переходная между
вышеназванными суперсистемами. Ее расцвет
приходится на золотой век античной культуры
(V—IV вв. до н. э.) и раннее европейское Возрождение
(XII—XIV вв.). Для главных составляющих идеалистической
культуры — искусства, истины, морали,
права — действует исходный принцип: реальная
действительность многообразна, в ней
задействованы чувственная и сверхчувственные
стороны, сочетаются идеациональные и
сенситивные ценности.
С помощью оригинальных методик, с привлечением
специалистов из разных областей науки,
опираясь на обширный фактический и статистический
материал, П.А. Сорокин пришел к выводу,
что в истории развития человечества наблюдается
циклическая смена суперсистем культуры
в последовательности: идеациональная,
идеалистическая, чувственная.
П.А. Сорокин, как и его предшественники
О. Шпенглер и А. Тойнби, утверждал, что
суперсистемам культуры присуща своя
внутренняя динамика жизни, охватывающая
длительные исторические фазы: генезиса
(происхождения) — роста — созревания
— увядания — упадка и, наконец, распада.
В то же время философ был убежден в том,
что так называемая «смерть» культуры
не имеет тотального и необратимого характера.
Более того, эта «мнимая смертная агония
была не чем иным. как острой болью рождения
новой формы культуры, родовыми муками,
сопутствующими высвобождению новых созидательных
сил» (там же. С. 433).