Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
14. Культура и личность
Хотя культура
и представляет собой порождение
коллективной жизнедеятельности людей,
ее практическими творцами
и исполнителями являются
отдельные личности. Традиционно всякий
индивид выступает
по отношению к культуре одновременно
в нескольких ипостасях.
Во-первых, как «продукт» культуры.
Получая повседневную информацию обыденного
и специализированного характера, осмысливая
художественные образы и нравственные
коллизии в произведениях литературы
и искусства и т. п., человек, прямо или
опосредствованно, формируется как личность.
Этот процесс не заканчивается с достижением
возрастной зрелости.
Во-вторых, как «потребитель» культуры,
использующий нормы и правила усвоенной
им культуры в своей социальной практике
и особенно во взаимодействии с другими
людьми, пользующийся языками и символами
коммуникации.
В-третьих, как «производитель»
культуры, творчески порождающий новые
культурные формы, либо интерпретативно.
И,
в-четвертых, как «транслятор» культуры,
ибо, воспроизводя какие-либо культурные
образцы в практических действиях и суждениях,
человек тем самым передает информацию
о них другим людям.
При рассмотрении комплекса «личность
и культура» пред нами встают сразу несколько
сравнительно автономных проблем.
Прежде всего — это проблема «личность
и общество», масштабы и границы прав личности
на индивидуальную интерпретацию общественных
норм и установлений. Фактически свобода
заключается в знании или интуитивном
ощущении линии проле-гания границы между
общественным и приватным, a также допустимой
степени интерпретаций норм того и другого.
Или, говоря иначе, максимум
свободы — это максимальная
культурная компетентность
человека в данном сообществе, а максимальная
несвобода — полная неосведомленность
о принятых здесь нормах бытия.
Еще одна проблема. Человек
не может жить в хаосе
— это психологически
невыносимо для него. Особенно, если
речь идет о хаосе социальных отношений.
Поэтому он, отчасти практически, а еще
больше символически (интеллектуально,
образно) упорядочивает окружающий его
мир, придает ему некую условную понятийно-содержательную
структуру и, благодаря этому, как-то ориентируется
в мире (прежде всего в смыслах человеческих
отношений). Осуществляя
все эти практические
и интеллектуальные
действия, человек так
или иначе эмоционально
переживает их: свою
солидарность и отчужденность
от общества.