Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
15. Культура и цивилизация
Термин «цивилизация»
был введен в научный оборот французскими
просветителями для обозначения гражданского
общества, в котором царствует свобода,
справедливость, правовой строй. Он был
введен в обществознание для обозначения
некоторой качественной характеристики
общества, уровня его развития. Однако
у некоторых философов понятие «цивилизация»
характеризует не только определенный
этап развития общества, но и несет в себе
оценочное значение, т. е. указывает на
то, какое общество достойно называться
«цивилизацией». В обществознании широкое
распространение получила трактовка цивилизации
как определенного, достаточно высокого
уровня духовно-культурных и технологических
достижений общества, социального и политического
развития и т. д. В соответствии с такой
трактовкой понятие цивилизации впервые
применяется по отношению к историческому
периоду, пришедшему на смену первобытному
обществу. Становление цивилизации связано
с достаточно высоким уровнем разделения
труда, формированием классовой структуры
общества, образованием государства и
иных политических и правовых институтов
власти, развитием письменных форм культуры,
системы мер и весов, развитой общей религией
и т. д. Примером таких цивилизаций можно
назвать цивилизацию Майя, цивилизацию
Древней Греции, цивилизацию Древнего
Рима.
Цивилизация как целостная система включает
в себя различные элементы (религию, экономическую,
политическую, социальную организацию,
систему образования и воспитания и т.
д.), которые согласованы друг с другом
и тесно взаимосвязаны. Определенность
цивилизации придает духовный фактор
— своеобразный склад психической жизни,
воплощающий в особенностях культуры:
ценностей, норм, обычаев и традиций, культурных
образцов и т. д. Взаимодействуя друг с
другом, цивилизации не теряют собственной
уникальности, возможные заимствования
каких-либо элементов из других цивилизаций
могут лишь ускорить или замедлить, обогатить
или обеднить их.
В культурологии существует довольно
сильное течение, противопоставляющее
культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению
положили русские славянофилы, утверждая
тезис о духовности культуры и бездуховности
цивилизации как чисто западного явления.
В западной культурологии последовательное
противопоставление культуры и цивилизации
осуществил О. Шпенглер. Шпенглер считал
главными чертами цивилизации «острую
холодную рассудочность», интеллектуальный
голод, практический рационализм, смену
душевного бытия умственным, преклонение
перед деньгами.
Однако в культурологии
имеется и противоположный