Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
41. Культура и
коллективное бессознательное:
Самое существенное
отличие от Фрейда в анализе культуры:
у Фрейда культура включена в Сверх-Я,
стоящее в оппозиции к Оно (вместилище
бессознательного); у К. Юнга сознательное
и бессознательное дополняют друг друга.
Более того, оба они есть источник культуры.
"Коллективное бессознательное"
К. Юнга есть родовая память человечества,
итог жизни рода; оно присуще всем людям,
передается по наследству и есть основа
индивидуальной психики и ее культурного
своеобразия. Архетипы "коллективного
бессознательного" — познавательные
модели и образы (образцы). Они всегда сопровождали
человека и являются в определенной степени
источником мифологии. Полем исследования
для К. Юнга были разнообразные феномены
культуры. Он не замыкался в рамках клинического
метода как основного средства анализа,
предопределявшего и объекты изучения.
Предметом его изучения были литература
(Шиллер, Ницше), философия (античная, эллинистическая),
мифология и религия (восточные верования),
история культуры, а также экзотические
ритуалы и мистические аспекты культуры.
В 20-е годы знания Юнга о культурах были
дополнены в процессе детального ознакомления
с традиционными культурами Африки, индейцев
племени пуэбло США и несколько позднее
с культурой Индии.
Являясь создателем оригинальной теории
психологических типов мышления (экстра-
и интровертов) и анализа культур в свете
этого деления ("Психологические типы",
1921), К. Юнг весьма скептически относился
к трактовке "первобытного мышления"
Л. Леви-Брюлем. Этим отношением проникнуто
небольшое эссе "Первобытный человек",
частично основанное на собственном полевом
опыте К. Юнга.
К. Юнг уделил значительное место анализу
проблемы "Мышление и культура". Этому
вопросу посвящены работы "Психология
и религия" и "Психология и Восток".
Согласно его воззрениям, есть два типа
мышления — логическое и интуитивное.
Первому отдавала приоритет европейская
(западная) культурная традиция. В развитии
этого типа мышления К. Юнг решающую роль
отводил такому феномену культуры средневековой
Европы, как схоластика, подготовившему
категориальный аппарат науки.
В традиционных обществах логическое
мышление развито слабее. Здесь (в том
числе в странах Востока и Индии) мышление
осуществляется не в словесных рассуждениях,
как этому обучают в Европе, а в виде потока
образов. Если Европа шла по пути развития
экстравертного мышления, обращенного
во вне, на внешний мир, то, например, Индия
является культурой интровертного мышления,
направленного внутрь сознания, предназначенного
на приспособление к коллективному бессознательному.
Интуитивное мышление непродуктивно для
развития современной индустриальной
культуры, но оно незаменимо для творчества,
мифологии, религии.
По мнению К. Юнга, интровертное мышление
необходимо человеку, ибо оно устанавливает
баланс между сознанием и коллективным
бессознательным. Согласно положениям
его теории, человеческая психика представляет
собой целостное (равновесное) динамическое
единство сознательных и бессознательных
процессов. В традиционных культурах высоко
ценят опыт сновидений, видений, галлюцинаций
и ритуалов с экстатической составляющей.
Они дают возможность вступить в контакт
с "коллективным бессознательным"
и удерживать равновесие сознательного
и бессознательного.
При отсутствии такого интровертного
опыта архетипические образы в самых примитивных
формах могут вторгнутся в сознание народов,
так как "душа народа есть лишь несколько
более сложная структура, нежели душа
индивида". Именно прорывом архетипов
К. Юнг объяснял кризис европейской культуры
в 20—30-х годах, "закат Европы", выразившийся
прежде всего в приходе нацистов к власти
и второй мировой войне. К. Юнг считал это
закономерным следствием развития европейской
культуры, ее технического прогресса в
овладении миром с помощью совершенствования
технологии и упадка символического знания.
Особую роль в "расколдовании" мира
К. Юнг отводил протестантизму, предвосхитившему
крушение христианства.
К. Юнг вошел в историю науки также изучением
более камерных культурных феноменов,
в частности анализом особенностей содержания
сновидений, поиском в них архетипического
смысла, исследования случайных совпадений
одномоментных событий, не связанных друг
с другом. (Например, смерть родственника
и одновременно тревожный сон; совпадения
событий у близнецов, длительное время
не имевших контактов друг с другом; проявление
сверхинтуиции, как это было со шведским
философом Сведенборгом, почувствовавшим
на большом расстоянии пожар у себя в доме.)
К. Юнг объяснял это синхронностью и связывал
с архетипами, проявлявшимися одновременно
ментально и физически. Они дают человеку
доступ к абсолютному знанию.
В течение длительного времени К. Юнг изучал
труднообъяснимые явления, происходящие
с человеком, находящимся в трансе. В состоянии
транса человек проявляет способности
и демонстрирует знания, отсутствующие
у него в обычном состоянии. На подобные
факты указывал еще Э. Тайлор в "Первобытной
культуре". К. Юнг описывал события,
случившиеся с его дальней родственницей.
В трансе она разговаривала на языке, которого
не знала, и детальным образом изложила
концепцию гностиков-валентиниан II в.
Данные факты, принадлежащие реальности
самых различных культур, можно объяснить,
лишь прибегнув к концепции архетипов
Юнга, как контакт с коллективным бессознательным.
Аналитическая концепция культуры К. Юнга
является оригинальной теорией культур,
не во всем принятой сторонниками ортодоксальной
науки. Во многом она служит поискам универсального
смысла истории во взаимодействии культур.
Важнейшим ее положением было раскрытие
категории "коллективного бессознательного"
как наследуемой структуры психического,
развивавшейся в течение сотен тысяч лет.
Коллективное бессознательное представляет
собой "совокупность архетипов, является
осадком всего, что было пережито человечеством,
вплоть до его самых темных начал. Но не
мертвым осадком, а живой системой реакций
и диспозиций, которая невидимым, а потому
и действенным образом определяет индивидуальную
жизнь". Когда-то это было названо "наиболее
революционной идеей" в науках о культуре
и человеке в XX в. Век заканчивается, но
пока никаких выводов из идей К. Юнга и
их разработки не было сделано.