Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
№ 13. Культура и общество.
Существуют три
основных формы бытия: - человек, общество,
природа. Культура как особая форма
бытия обслуживает все эти
формы и тесно взаимосвязана
с ними.
Культура и общество тесно взаимосвязаны
между собой и влияют друг на друга, так
как культура общества определяет его
развитие. Общество влияет на культуру
и это находит свое отражение в таком явлении,
как субкультура.
Приставка «суб» означает принадлежность
к чему-либо, выражает отношение части
и целого, т.е. субкультура – это часть
культуры общества.
Субкультуры – это часть культуры общества
в зависимости от возрастных, профессиональных,
территориальных и других особенностей
той или иной группы людей. Субкультуры
– это историческое явление. Социально
однородное первобытное общество порождало
гомогенные типы культуры, единый тип
для всех членов общества. Общество гетерогенное
порождает различные субкультуры в целостном
культурном пространстве.
М.С. Каган выделяет 4 типа субкультур в
культуре средневековья:
1) «Храма и монастыря» - это культура, характерная
для духовенства, народа, аскетическая,
антигедонистическая.
2) «Замка и дворца» - это рыцарская, придворно-аристократическая,
гедонистическая культура.
3) «Средневекового города» - это культура
торговцев, ремесленников, нарождающейся
буржуазии и интеллигенции.
4) «Села и хутора» - это крестьянская культура,
характеризуется тесной связью с природой,
языческими верованиями.
В современном обществе различных субкультур
великое множество, что связано с дифференциацией
и усложнением общества.
Типология субкультур:
- по возрастному признаку
- по территориальному
- по профессиональному
- по классовому
-по месту в обществе
Каждая субкультура сохраняет в себе присущее
культуре ядро (менталитет, ценности, ККМ).
В то же время субкультуры отличаются
друг от друга:
- нормами, регулирующими отношения между
людьми
- особенностями жизнедеятельности, истории,
быта
- идеологическими различиями
Наиболее разнообразными и многочисленными
субкультурами являются молодежные. Выделяют
следующие молодежные субкультуры:
- рокеры
- скинхеды
- панки
- хиппи
Другую типологию субкультур предлагает
Багдасарян:
1) «Мажоры» - выходцы из состоятельных
семей с солидными связями, ориентированные
на красивую жизнь.
2) «Яппи» - молодые люди из семей среднего
достатка, ориентированные на карьеру
и образование, для которых характерен
практицизм, опрятность, здоровый образ
жизни.
3) «Люберы» (гопники) – выходцы из неблагополучных
семей, которые объединяются в группы
с жесткой дисциплиной, культ силы, связаны
с уголовным миром.
2. Контркультура.
Контркультура - это понятие, не тождественное
понятию «субкультура», потому что контркультура
может охватывать разные группы общества;
не тождественно понятию «бескультурье»,
так как контркультура несет в себе и положительные
черты.
Контркультура – это совокупность социально-культурных
установок и ориентаций, противопоставленных
официальной культуре общества. Если официальной
культуре присущи такие ценности, как
государство, власть, образование, религия,
искусство, то для КК характерны анархия,
аполитичность, нетрадиционные формы
искусства, нетрадиционные формы религии.
КК возникает в кризисные моменты жизни
общества как протест против бездуховности,
мещанства, накопительства, лицемерия,
ханжества, старшего поколения.
Основные функции КК:
- разрушительная, так как она ограничивает
официальную культуру
- деструктивная, связанная с разрушением
вечных ценностей
- революционирующая, обновляющая функция,
так как КК ведет к обновлению культуры
общества.
Теоретическое обоснование КК-ным явлениям
дал Ницше. Он пишет о внутренней противоречивости
любой культуры, которая включает в себя
два начала:
- Аполлоновское. Символизирует умеренность,
покой, стремление к развитию и гармонии.
- Диониссийское. Стихия бурной жизни,
перемены, непокоя.
Культура развивается благодаря противоборству
этих двух начал. Молодежный протест –
это проявление диониссийского начала
в культуре, стихия обновления. Преобладание
аполлоновского начала порождает догматизм,
формализм, застой в общественной жизни.
Осн. соц. ф-ции к-ры:
1. познавательная. Ее выполн. фил-я, наука, иск-во. Научн. и худ. позн-е имеют свои особ-ти, они не дублируют, а дополняют и обогащают др. др. Наука изуч. в явл-ях и предметах общ. и необх-е, она стрем-ся за явл-ми обнаруж. сущность, за сов-тью фактов - законом-ти разв-я. Осн. задачи науки - это обьяснение и предсказ-е. Научн. зн-е сконцентрир. в понятиях, категориях, принц-х, законах, кот. приним. формализов-й хар-р. Худ. позн-е явл-ся образным и наглядным. С пом-ю иск-ва мы познаем разл. ист. эпохи, человека, его дух. мир и психологию.
2. функция ист. преемств-ти. Накопл-е, сохран-е и передача соц.опыта. Благ. к-ре, соц. опыт передается как от 1 покол-я др., так и в пределах жизни одного покол-я м/у странами и народами. К-ра - это ист. память чел-ва.
3. коммуникативная. Должна сущ-ть пост., устойчивая, разностор-я и мобильн. сис-ма коммун-й. Общая теория комм-й Маклюэна: разв-е ср-в комм-и опр. общ. хар-р к-ры и смену ист. эпох. Типы к-ры: устн. речи, уст. прод-и; письм. и печатн. прод-и; электр. тип к-ры. Классиф-я типов комм-й: традиц-й(в локальн., сельск. среде) , функц-но-ролевой(в город. среде, в усл-ях значит. дифференц-ти видорв деят-ти и образа жизни) , массовый(в совр. масс. общ-ве, озн. распр-е инф-и одноврем. для больш. числа людей) .
4. интегративная.
К-ры явл. важн. фактором, обесп.
целостность и уст-ть общ-ва. В
роли консолид-го фактора
5. социализирующая. К-ра способств. формир-ю соц. кач-в, св-в, навыков, приобщ. чел-ка к существ-м в общ-ве ценн-тям, нормам, традициям.
6. регулятивная.
К-ра регулирует повед-е чел-
7. эгоистическая.
Способств. творч. деят-ти чел-
8. компесаторная.
Важная форма компенсации - праздник.
Ее выполняют иск-во и религия.