Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 15:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на 42 вопроса по культурологии
Культурные стереотипы, их роль во взаимодействии культур
Исследование культурных стереотипов, их устойчивости, отбора связано с потребностями современной жизни, с осознанием того факта, что, формируемый разными обстоятельствами, в том числе случайностями, ограниченными знаниями, образ «другого», «другой культуры» в целом, зачастую весьма далекий от реальности, имеет такое же историко-культурное значение, как и сама действительность. Именно этими образами руководствуются многие из нас в своей практической деятельности. Искусственно созданные образы-представления начинают играть активную роль в формировании ментальности современников и возможно последующих поколений.
При всей устойчивости стереотипов и на первый взгляд достаточной изученности, их исследование в каждую новую историческую эпоху является важной научной проблемой, хотя бы потому, что происходит постоянная пульсация напряжения между традиционной установкой и её размыванием, между обогащением новыми историческими фактами и переосмыслением уже известных. Несмотря на достаточное внимание со стороны исследователей к данному феномену, объяснение природы, возникновения и функционирования стереотипов, равно как и понимание самого термина «стереотип» все еще является проблемой. Первоначально термин стереотип служил для обозначения металлической пластины, использующейся в полиграфии для изготовления последующих копий. Сегодня под стереотипом в общих чертах понимается относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта, группы, человека, события, явления и т.п., складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и зачастую предвзятых представлений, принятых в обществе.
Стереотипизация - неотъемлемая характеристика межгрупповых и межличностных контактов. Их изучение входит в проблемные поля целого спектра частных гуманитарных наук. В широком смысле культурный стереотип как часть мировоззрения может рассматриваться как носитель коллективных представлений, как отпечаток властных отношений. Чтобы изучить динамику стереотипа как культурного феномена предполагается решить следующие задачи:
• Проанализировать современные концепции стереотипизации массового и индивидуального поведения и сознания;
•
Исследовать структурные и
• Определить статус культурных стереотипов в структуре самоидентификации личности;
• Исследовать культурные параметры ситуации конфликта как необходимой стадии
межличностного взаимодействия;
• Рассмотреть влияние культурных стереотипов на изменение самоидентичности в процессе конфликта.
Стереотип
имеет полевую структуру: в нём
может быть выделено ядро - ведущий
принцип или концепт - и периферия
— неизменно сопровождающие ядерное
понятие-образ атрибуции и
Менталитет, ментальность и культура
Ментальное поле — это тот «дух культуры», который так часто поражает чужеземцев, пытающихся в ней разобраться. Под действием ментального поля в обществе вырабатывается характерная для данной культуры. Менталитет - совокупность представлений, переживаний, жизненных установок людей, которая определяет их общее видение мира. Эту совокупность называют менталитетом, или ментальностью. Менталитет есть проекция ментального поля культуры на психику людей.
Можно выделить следующие особенности менталитета.
1.
Менталитет отражает специфичес
2. Менталитет представляет собой исторически обусловленный феномен. Социальные преобразования и эволюция культуры ведут к тому, что менталитет изменяется. Но изменение его — сравнительно медленный процесс. B отличие от кратковременных, изменчивых настроений общества, колебаний общественного мнения и эмоциональных порывов, которые могут охватывать большие массы людей и весь народ в целом, менталитет устойчив и консервативен. Он сохраняется почти, в одном и том же виде на протяжении целых исторических эпох. Трансформация его происходит лишь вследствие значительных культурных перемен.
3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе его приобщения к данной культуре. Каждый еще ребенком усваивает менталитет своего народа — овладевая национальным языком, слушая сказки и колыбельные песни, адаптируясь к бытовым условиям жизни. Складывающаяся с раннего детства ментальность личности включает в себя как общие установки национальной культуры, так и их вариации, связанные с особенностями, культурной среды, в которой личность живет. В течение жизни ментальность индивида может модифицироваться, но происходит это только при попадании его под воздействие ментального поля какой-либо новой для него культурной формы и, как правило; бывает связано с глубокими психологическими сдвигами.
4. В менталитете общественное и индивидуальное сливаются вместе и становятся неразличимыми. Он представляет собой и общественное явление, которое выступает как независимая от отдельных людей социокультурная реальность, и явление личностное, характеризующее психику отдельного человека. Менталитет народа есть одновременно и ментальность его отдельных представителей
5. Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно кажутся человеку чем-то само собой разумеющимся, и он просто исходит из них в своем мышлении и поведении, не отдавая себе отчета, почему он мыслит и действует так, а не иначе.
В рамках общекультурной ментальности возникают различные варианты группового менталитета. Групповой менталитет может оказывать большее или меньшее влияние на общенациональный менталитет и всю национальную культуру. Например, менталитет русского дворянства существенным образом сказывался на национальной культуре России: дворянские обычаи воздействовали на жизнь всех сословий, вкусы и нравы дворянства во многом определяли развитие литературы, архитектуры. В настоящее время в нашей стране ощущается сильнейшее давление криминального менталитета на общественные нравы, язык, политику.
Ментальность
личности определяется, 1) типом общества,
в котором она живет –
Таким
образом, ментальность людей можно
рассматривать на разных уровнях:
-
на уровне социокультурных
-
на уровне национальных
-
на уровне субкультур, носителями
которых являются различные
-
как ментальность дворянская, криминальная,
актерская, христианская, православная.
Не имеет смысла говорить о ментальности индивида. Ментальность личности есть «сверхиндивидуальная» сторона ее духовного мира. Невозможно, говорить и о менталитете всего человечества, поскольку не ясно, в чем состоит специфика, отличающая нашу, человеческую, культуру от другой, «нечеловеческой». Если бы мы вошли в контакт с какой-то неземной цивилизацией, это стало бы возможным, ибо тогда выяснились бы особенности человеческой ментальное, отличающие ее от ментальности представителей неземной цивилизации. А пока, нам не известна никакая другая, «нечеловеческая», культура, о существовании особого менталитета человечества мы можем только догадываться.
Менталитет складывается из ментальных комплексов – отдельных образов, которые формируются наложением «категориальной сетки» на конкретные виды деятельности и сохраняются в памяти. Ментальные комплексы – это «сгустки мысли», особые уплотнения ментального поля, которые придают ему неоднородность, нестабильность.
Наиболее сильно ментальные комплексы проявляются в речи человека. Ментальные комплексы – это мысли, принципы, образы, которые человек приобретает с жизнью, необходимые для оценки и сравнения с остальными. Ментальные комплексы выступают некими указателями, которые направляют разум человека в жизни, помогают занять в ней какую-то позицию.
В качестве ментального комплекса может выступать социальный стереотип – схематичные, общие идеи и объекты, которые занимают важное место в жизни человека, о которых он много думает.
КУЛЬТУРА
Ментальность и культура - структурно близкие, но качественно разные категории. Более фундаментальный характер культуры по сравнению с ментальностью проявляется и в том, что разные культуры в едином менталитете не сразу смешиваются, а вступают во взаимодействие, часто противоречивое. Ментальность порождает новую культуру, это дольше и ответственнее, чем порождение новой ментальности. В качестве примера можно привести перемены, происходящие в современной России. Именно в таком состоянии (перемен) всем и пришелся по вкусу новый термин -"ментальность". Зарождаются новые менталитеты: политические, экономические, "залетают" осколки чужих и чуждых России ментальностей (пропаганда американского образа жизни, реклама и т.д.). Никто пока не решается говорить о том, что в России меняется культура, хотя новые "наслоения", несомненно, оказывают на нее влияние. Ментальность - это временное соглашение, неизбежность существования в едином социуме.