Возникают
новые тенденции в живописи, представленные
творчеством кремлевских мастеров
Оружейной палаты Симона Ушакова,
Федора Зубова, Иосифа Владимирова.
Для их живописи характерно использование
приемов, близких к нехарактерной для
иконописи светотеневой моделировке.
Новым явлением стало написание трактатов
о живописи (С. Ушаков, И. Владимиров).
Для времени
Алексея Михайловича характерно
активное развитие образования – Ф.М.
Ртищев был инициатором создания школы
при Андреевском монастыре, позднее, в
1687 г. было открыто высшее учебное заведение
– Славяно-греко-латинское училище (академия).
Издаются буквари, "Грамматика" Мелетия
Смотрицкого.
Учителем
детей Алексея Михайловича стал
Симеон Полоцкий, основоположник
русского силлабического стихосложения
(барочного в своей основе) и
основатель школы при Заиконоспасском
монастыре. Известны два сборника
стихов С. Полоцкого – "Рифмологион"
и "Вертоград многоцветный".
Последняя
четверть XVII века характеризуется
все большим усвоением европейской
культуры Нового времени, определившим
успех "европеизации" страны
при Петре I.
В архитектуре
этот период получил название
"нарышкинского" - по имени рода
матери Петра I. В усадьбах приближенных
ко двору бояр появляются церкви нового
типа – центрические, высокие, увенчанные
звонницей, вписанной в силуэт храма и
украшенные изысканным резным белокаменным
декором, также имеющим белорусско-североевропейское
происхождение. В вотчине Л.К. Нарышкина
была построена церковь Покрова в Филях
Яков Бухвостов
возвел церковь Спаса. Необычна
церковь Знамения в Дубровицах,
интерьер которой украшен скульптурой
(что несвойственно русской православной
традиции, но характерно для европейского
барокко).
XVII век
– период, завершающий русское
средневековье. Многое в этом
столетии можно назвать переломным:
Россия, через влияния, созвучные
внутренним культурным процессам,
приобщается к культуре Нового
времени, выбирая европейский путь
развития – несомненно, что этот путь
был во многом предопределен всей русской
историей, также как и все бесконечные
споры о своеобразии русского пути, начатые
при Иване III, с созданием "московского
царства".